06.12.2022 - Внимание судоводителям и судовладельцам !

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Агентство внешнего транспорта» доводит до сведения судоводителей и судовладельцев:


C 1 марта 2023 года вступают в силу изменения в Правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации (далее – Правила). В предстоящем навигационном периоде, с учетом включения 7 водных путей Санкт-Петербурга в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации регионального значения (реки Фонтанка, Мойка, Ждановка, Крюков канал, канал Грибоедова, Кронверкский пролив, Зимняя канавка) движение судов – как регистрового коммерческого флота, так и, обращаем особое внимание, маломерных, зарегистрированных в ГИМС, будет осуществляться в соответствии с поправками, внесенными в Правила приказом Минтранса России от 02.09.2022 № 347.



Ниже приводим выдержки из Правил, касающиеся региона, с учетом внесенных изменений (выделены полужирным шрифтом).



«2. Движение судов габаритной длиной менее 20 метров, спортивных парусных и прогулочных судов вблизи пляжей, районов массового отдыха населения на воде разрешается со скоростью не более 12 км/час, а в акваториях речных портов, на искусственных каналах, в пределах границ населенных пунктов, рейдов, в районах стоянок судов - со скоростью не более 15 км/час.

Скорость движения судов на водных путях в Санкт-Петербурге (реки Фонтанка, Мойка, Ждановка, канал Грибоедова, Зимняя канавка, Кронверкский пролив, Крюков канал) не должна превышать 8 км/час, а при прохождении плавучих причалов, стоящих на якоре и (или) ошвартованных судов и судов технического флота - 5 км/час.

3. Толкаемые и буксируемые составы должны осуществлять движение в соответствии с типовыми схемами формирования составов, указанными в приложении к настоящим Правилам.

Движение составов, отличающихся по своим техническим характеристикам от типовых схем формирования составов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и движение одиночных судов габаритной длиной более 142 метров осуществляется по согласованию с администрацией бассейна внутренних водных путей (далее - АБВВП).

4. Запас по высоте при проходе судна под мостом должен быть не менее 30 см, на реке Свирь - не менее 50 см.

Запас по высоте при проходе судна под мостами на реках Фонтанка, Мойка, Ждановка, канал Грибоедова, Зимняя канавка, Кронверкский пролив, Крюков канал должен быть не менее 10 см.

5. При закрытии судоходного пролета моста для движения судов, в светлое время суток по центру этого пролета вывешивается красный флаг, в темное время суток створные и габаритные огни этого пролета выключаются.

6. В случае если судно (состав) по своим неснижаемым высотным габаритам не может пройти в неразводные пролеты моста, предназначенные для движения судов вниз (спусковые), или в неразводные пролеты моста, предназначенные для движения судов вверх (взводные), ему разрешается движение через сведенные разводные пролеты Благовещенского, Дворцового, Тучкова, Биржевого, Гренадерского, Сампсониевского мостов города Санкт-Петербурга при условии соблюдения установленного пунктом 4 настоящих Правил запаса по высоте.

7. При одновременном подходе судов (составов) снизу и сверху к одному из перечисленных в пункте 6 настоящих Правил мостов, при проходе через сведенный разводной пролет моста первым проходит судно (состав), идущее вниз, за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящих Правил.

8. Независимо от направления движения судно грузоподъемностью 2000 тонн и более при расхождении с другим судном первым проходит через сведенный разводной пролет моста в городе Санкт-Петербурге. При расхождении двух таких судов первым проходит судно, идущее вниз.

9. Движение судов (составов) через разводные пролеты мостов города Санкт-Петербурга во время их разводки осуществляется при выполнении следующих требований:

1) разводные пролеты мостов должны быть оборудованы двухцветными светофорами, регулирующими движение судов во время разводки мостов;

2) движение судов (составов) вверх и вниз осуществляется в караванах, формируемых диспетчером АБВВП, связь с которым осуществляется на 4 канале связи очень высокой частоты (далее - ОВЧ) при нахождении судна (состава) ниже Большеохтинского моста и на 2 канале связи ОВЧ при нахождении судна (состава) выше Большеохтинского моста, при этом суда (составы) занимают установленное для них место в караване только с разрешения диспетчера АБВВП;

3) суда (составы) в караване должны следовать строем кильватерной колонны, соблюдая дистанцию между судами (составами) не менее 200 м при движении вверх и не менее 500 м при движении вниз;

4) караван, идущий вниз, и караван, идущий вверх, встречаются в районе Большеохтинского моста;

5) дальнейшее движение караванов продолжается только с момента включения разрешительных огней светофоров на полностью разведенных пролетах Литейного, Большеохтинского мостов и моста Александра Невского;

6) об изменении скорости движения судна (состава) капитан судна обязан немедленно сообщить другим судам по радиотелефонной связи на 4 канале связи ОВЧ при нахождении судна (состава) ниже Большеохтинского моста или на 2 канале связи ОВЧ при нахождении судна (состава) выше Большеохтинского моста;

7) если судно (состав) не может следовать со скоростью, позволяющей поддерживать дистанцию между судами (составами) в соответствии с требованиями подпункта 3 настоящего пункта, или его скорость недостаточна для сохранения своего места в караване, а также если судно (состав) вынуждено остановиться или уменьшить ход, то судоводитель такого судна (состава) должен незамедлительно сообщить об этом диспетчеру АБВВП по радиотелефонной связи на 4 канале связи ОВЧ при нахождении судна (состава) ниже Большеохтинского моста или на 2 канале связи ОВЧ при нахождении судна (состава) выше Большеохтинского моста и осуществлять маневрирование судна так, чтобы насколько это возможно не затруднять движение других судов (составов);

8) судно (состав), использующее для прохода под мостом судоходные неразводные пролеты моста, не должно мешать движению судов (составов), следующих через разведенные пролеты мостов;

9) находящиеся в акватории реки Нева, расположенной между Литейным и Дворцовым мостами, маломерные, спортивные парусные и прогулочные суда, а также суда (составы), не идущие в караванах, формируемых в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, во время движения судов, идущих в составе караванов, должны ожидать без постановки на якорь прохода караванов у правого берега реки Невы за пределами судового хода на участке 1381 - 1382,5 км, огражденном средствами навигационного оборудования, в акватории, расположенной ниже по течению Троицкого мост или в акватории, расположенной выше по течению Троицкого моста

11. Плавание судов класса Р0,6 в акватории реки Нева, имеющей разряд внутреннего водного бассейна "Р" с высотой волны 1% обеспеченности 1,2 метра, разрешено только при условии, что все люди, находящиеся на указанных судах, одеты в спасательные жилеты.

12. На участке внутренних водных путей между Литейным и Благовещенским мостами на реке Нева в городе Санкт-Петербурге суда класса Р0,6 могут находиться только в светлое время суток при дальности видимости не менее одного километра и при фактическом волнении не более 0,6 м. При этом люди, находящиеся на таких судах, должны быть одеты в спасательные жилеты.

13. Суда, выходящие из канала Зимняя канавка, и суда, отходящие от причалов Дворцовой набережной, должны следовать по реке Нева только вверх по течению до прохождения траверза Сигнальной мачты Петропавловской крепости, после чего они могут произвести оборот, выйти на правую сторону судового хода и следовать вниз по течению в сторону Дворцового моста.

24. Запрещается:

1) в период с 01.00 до 05.00 местного времени выход судов из канала Зимняя канавка в реку Нева и вход судов из реки Нева в канал Зимняя канавка;

2) в период с 01.00 до 05.00 местного времени выход судов из реки Фонтанка в реку Нева, а также в период с 01.45 до 05:00 местного времени вход судов из реки Нева в реку Фонтанка;

3) стоянка судов на реке Нева у причалов "Летний сад" в период движения караванов судов в разводку мостов;

4) движение судов (составов) при ограниченной видимости менее одного километра на следующих участках внутренних водных путей:

река Нева и ее дельта на участках от Благовещенского моста (1384,5 км), устья реки Малая Нева (мост Западного скоростного диаметра, Яхтенный мост) до Кривого Колена (1357,5 км) и от населенного пункта Пирогово (1349 км) до населенного пункта Лобаново (1334 км);

5) движение пассажирских судов с пассажирами на борту в разведенные пролеты мостов города Санкт-Петербурга, за исключением пассажирских судов, оборудованных устройствами (системами) эвакуации людей с борта судна, терпящего бедствие, в коллективные спасательные средства (плоты, и/или шлюпки, и/или платформы), минуя водную среду, подруливающими устройствами и винторулевыми колонками, и осуществляющих движение при силе ветра 12 м/с и менее, а также случаев прохода пассажирских судов за пределами времени прохода караванов судов в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;

6) движение судов (составов), которые могут проходить под неразведенными мостами, на участке реки Нева между Благовещенским и Дворцовым мостами во время прохода караванов судов в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;

7) осуществлять движение, находиться в дрейфе и стоять на якоре на участке реки Нева между Дворцовым и Литейным мостами на расстоянии менее 200 метров от левого берега во время прохода караванов судов в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил и затруднять движение судов, следующих в караванах;

8) маневрирование пассажирских судов (подход к причалу, отход от причала) на участке реки Нева от Володарского моста до Большого Обуховского моста в период движения караванов через разведенный пролет Володарского моста;

10) стоянка судов у причалов "Летний сад" во время прохода караванов судов в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;

42) на реках Фонтанка, Мойка, Ждановка, канал Грибоедова, Зимняя канавка, Кронверкский пролив, Крюков канал:

- обгон на участках с односторонним движением;

- подача звуковых сигналов, кроме случаев предупреждения аварийных ситуаций;

- использование для швартовки фрагментов решеток набережных;

- движение судов, ошвартованных бортами, за исключением аварийных случаев, но не более чем двух;

- расхождение, обгон и остановка в пролете мостов;

- буксировка судов с пассажирами на борту, кроме аварийных ситуаций и оказания помощи.

25. Капитаном судна под флагом иностранного государства, включая маломерное, при прохождении Благовещенского моста, моста Западного скоростного диаметра и Яхтенного моста устанавливает радиосвязь с диспетчером АБВВП на 4 канале ОВЧ (частота 300,150 МГц).

26. С целью определения порядка расхождения судов, следующих встречными курсами, на водных путях регионального значения в Санкт-Петербурге приняты следующие направления течений:

с постоянным направлением течения - от истока к устью (реки Мойка, Фонтанка, Ждановка);

с меняющимся направлением течения:

- канал Грибоедова - от реки Мойки к реке Фонтанке;

- Крюков канал - от реки Мойки к реке Фонтанке;

- Зимняя канавка - от реки Невы к реке Мойке;

- Кронверкский пролив - от Иоанновского моста к Кронверкскому мосту.

27. Одностороннее движение судов осуществляется на следующих участках водных путей регионального значения в Санкт-Петербурге:

- Зимняя канавка - от реки Мойки (2-й Зимний мост) до реки Невы (Эрмитажный мост);

- Крюков канал - от реки Фонтанки (Смежный мост) до реки Мойки (Матвеев мост);

- Кронверкский пролив - от Иоанновского моста до реки Невы;

- река Ждановка - от истока до устья».



Всех судоводителей и судовладельцев просим ознакомиться с внесенными изменениями в Правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, освежить в памяти существующие Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 19.01.2018 № 19 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803070023), в процессе судовождения руководствоваться ими.


За нарушение правил плавания законодательством установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 рублей до 25 тысяч рублей, либо лишения права управления на срок до 2 лет в зависимости от тяжести совершенного проступка.


Судоводителям маломерных судов также напоминаем, что в Санкт-Петербурге помимо указанных правил действуют Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.09.2007 № 1165, которые устанавливают единый порядок пользования всеми без исключения водными объектами для плавания на маломерных судах в границах Санкт-Петербурга (https://docs.cntd.ru/document/8457962).

Обращаем внимание, что в соответствии с данными Правилами, помимо иных ограничений и условий, запрещено плавание на маломерных судах, не подлежащих государственной регистрации, массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей до 8 кВт включительно по следующим водным объектам Санкт-Петербурга:

р. Нева от нижней кромки Большеохтинского моста до нижней кромки Благовещенского моста;

р. М. Нева выше по течению от границы прямых линий, соединяющих по порядку точки с координатами: N 1 59°57'41,7026" северной широты и 30°13'57,7030" восточной долготы, N 2 59°57'50,2721" северной широты и 30°14'10,1206" восточной долготы.

Зимняя канавка;

Кронверкский пролив;

Крюков канал;

канал Грибоедова;

река Фонтанка;

река Мойка.


Ответственность за нарушение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах предусмотрена статьей 43-3 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт=Петербурге» - наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Соблюдение установленных правил — гарантия обеспечения безопасности плавания и сохранения жизни и здоровья участников водного движения!


Все новости »